Форум

Серия вопросов по Б1-01 (011)?

riverbluesman: Сгнил поролон. Чем заменить и сколько его нужно в пружине? Столько же, сколько и в оригинале или можно больше? А также интересует, как туго затягивать пластмассовые гайки. Изначально они закручены были выступающим пиптиком наружу. Верно ли это? И наконец, последнее, стол в сборе.. как знать, что отлично работает виброразвязка? Спасибо

Ответов - 139, стр: 1 2 3 4 All

Vertack: riverbluesman поролон заменить поролоном. обьем - полное заполнение всего внутреннего обьема пружины, но не трамбовать! пластмассовые гайки затягивать не сильно, т.к. их контрят металл.гайки. проверка работоспособности всей виброразвязки: должно быть практически моментальное гашение горизонтальной раскачки стола, а вертикальная раскачака (нажать пальцем на стол и отпустить) должна прекращаться не более чем за 2 секунды.

riverbluesman: Vertack, спасибо! Самое интересное, что у меня металлических контргаек нет ?! Только пластмассовые шестерни были единственными навинченными на трех винтах. А что должно что-то быть? Есть у кого рисунок сбора?

Jedi: riverbluesman , некоторые товарищи вообще ничем не фиксируют - ставят стол просто на пружины в стаканы и потом его балансируют и выравнивают


riverbluesman: Двигатель ТСК-1. Иногда в нем что-то клинит. Он как-то разбирается для смазки или полировки трущихся поверхностей? Там три заклепки.

Valery_C: А без включения питания и без пассика, при вращении от руки тоже клинит? Скорее у него с генератором питающим двигатель проблемы. Хотя смазывать двигатель никто не запрещает. Более того - это приветствуется. ТСК-1 без кожуха никогда живьем не видел. Все время попадались вертушки, в которых он уже был заменен на ДСК-50 .

riverbluesman: В отключённом состоянии он туго проворачивается. Биения особо чувствуются ( а это сопровождается стуком ) на 45 скорости. На 33 биения тоже заметны. Они появляются внезапно. Также, если "на ходу" поднять и опустить якорь, то при опускании он в 70 процентах будет стучать. Думаю, может залить через нижнее отверстие масла.. По поводу генератора. Сейчас достану осциллограф. Что именно смотреть и в каких точках? Я как понимаю, надо настроить фазы. Есть где нибудь руководство подробное как это сделать? И это можно делать без алюминиевых дисков и пасика?

alexfromdmitrov: Зато за 30 баксов....

riverbluesman: alexfromdmitrov пишет: Зато за 30 баксов.... Да ладно злорадствовать :) Жить будет!

Valery_C: В каком смысле туго. Он в принципе не должен вращаться свободно. При вращении должно ощущаться некоторое сопротивление, причем ротор преодолевает сопротивление мелкими скачками. Можно настраивать без дисков и пассика. Смотреть форму и величину напряжения на обмотках двигателя. Должна быть синусоида около 5 вольт среднеквадратического ( на осциллографе амплитуда порядка 7 вольт). А если еще и сдвиг фаз посмотреть осциллографом будет ващще хорошо, только надо быть готовым к тому, что красивой окружности Вы не увидите, все-таки генератор там упрощенный. Вполне возможно, что высохли фазосдвигающие электролиты. Да, забыл спросить, а питание Вы смотрели, при больших пульсациях там с генератора на двигатель такая жуть идет , частоты-то близкие.

alexfromdmitrov: riverbluesman пишет: Да ладно злорадствовать :) Жить будет! да я и не злорадствую...

riverbluesman: Valery_C, Пока разборку мотора я отложу. Сижу с осциллографом и не могу понять. При включении скорости 33, на обмотках двигателя идеально ровная синусоида (сдвиг фаз я правда еще не понял как мне посмотреть), а при включенном тумблере "45" на экране "пила", причем конкретная! http://btvbtv.narod.ru/IMG_4128_.jpg Вот схема. Первым делом сменил три электролита С1-С3. Были К50-6 (блок Е2). Показывали больше прочти в два раза. Больше в схеме нет электролитов ( кроме двух больших по 2000 мкф) Конденсаторы С1, С2, С4, С6 самолично выпаял и проверил - их номинал полностью соответствует. Почему на "45" пила на экране осциллографа - понять не могу. И она еще как-то плывет из фазы в фазу с геометрическими искажениями. Может надо покрутить два резистора. Они пока все с заводской краской, не спешу. Может кто в двух словах объяснит, зачем по два подстроечника на каждой скорости имеется? Например R3, R4? И немного про сдвиг фаз расскажет?

Valery_C: Одним резистором выставляется частота генератора при среднем положении общего регулятора частоты вращения диска (который сверху на панели), а другим величина синусоидального напряжения выдаваемого генератором на двигатель. Про сдвиг фаз. На обмотки этого двигателя должны подаваться два одинаковых по величине, но сдвинутых по фазе относительно друг друга на 90 градусов, синусоидальных напряжения. Когда это соблюдено ротор двигателя вращается без вибрации (если конечно в нем все исправно ). Для выполнения этого условия либо двигатель питается от двухфазного генератора (два выхода с напряжениями сдвинутыми на 90 градусов) и это лучшее решение, либо как сделано в Б1-01/Б1-011 - генератор питает одну обмотку двигателя напрямую, а вторую через фазосдвигающую цепь и это хуже. Те самые С1, С2, С3 в блоке Е2 как раз и входят в эту цепь, так что Вы их правильно сменили. Чтобы ответить на вопрос как посмотреть сдвиг фаз осциллографом, нужно знать есть ли в Вашем осциллографе специальный вход горизонтального отклонения (вход Х). Забыл спросить, а пила в режиме "45", какой амплитуды?

riverbluesman: Схема немного отличается от той, что выше я указал. Нет под рукой сканера. Но практически она похожа, за исключением транзисторов. У меня установлены КТ203/КТ242Г. Замеряю сигнал на "моторе". Контакт 2 и 3 ( по вышеуказанной схеме ). На контакте 3 амплитуда меньше, чем на контакте 2. Это "33". Это "45". На первом скрине синусоида горбатая, если присмотреться. А рисунок "пилы" со второй картинки, присутствует почти на каждом элементе, например на подстроечниках скорости. Еще сейчас хочу отпаять емкости по 2000 и проверить, что-то мне не нравится на С1 безумная пульсация. Наверняка они тоже в сговоре. Да, с ними что-то не так. Прибор показывает 2500 - 2700, прямо пляшут цифры. А второй показывает 2300 - 2380. Бред какой-то. Вообще, три е емкости что выпаял, все были выше номиналом чем написано. Как такое может быть? Прибор исправен. Преспокойно замерил сейчас свои эталонные 2000мкф - ничего не пляшет. Я бы поставил, но на 16в имею. Завтра пойду куплю жменю. Как писали где-то, поставлю 6800 вместо 2000.. Осциллограф С1-67. Делитель на вольтаже стоит на "10". Вход Х есть, просто никогда не пользовался.

Valery_C: Если на С1 безумная пульсация, то конечно менять. Генератор питается от двуполярного источника +-22 вольта и если одно плечо питания кривое, то и генератор нормально работать не может. Теперь по измерениям. Я так понимаю Вы измеряли сигналы на контактах 2 и 3 относительно обшего провода. Это неправильно. За общую точку примите контакт 3 и относительно него посмотрите сигналы на точках 1 и 2. Ну скажем ваше измерение точки 3 относительно общего провода для одной из обмоток, нижней по схеме, все-таки правильно, но даже там видно что на обмотке порядка 9 вольт (размах около 26 вольт), а не 5 вольт. И попутно вопрос - измеряете с открытым или закрытым входом осциллографа? Спрашиваю потому, что непонятно - то ли у Вас развертка не по центру установлена, то ли постоянная составляющая сигнала генератора на обмотке присутствует, чего быть не должно. Давайте договоримся, чтобы правильно диагностировать - при отсутствии сигнала развертка устанавливается в середине, измерения точек 1 и 2 относительно точки 3 проводим с открытым входом. Осциллограф кроме как выводами щупа к схеме ничем больше не подключен, в смысле нет соединения отдельным проводом корпуса осциллографа с общим проводом схемы. И не спешите заменять 2000 мкф на 6800 мкф, зарядный ток конденсаторов при включении из за большей емкости может не понравиться трансформатору и предохранителю . Обычно, относительно безопасно для трансформатора, можно удваивать емкости блока питания и то, если трансформатор правильно расчитан. Пока все. У нас уже четвертый час ночи пошел. Спать пора.

riverbluesman: Valery_C, спасибо Вам за подробный совет. С осциллографом по поводу открытого входа..хм... завтра пойму что к чему. Двигатель разобрал. Оказывается, в нем столько мусора! И от ротора и вообще! Завтра вечером после работы продолжу эксперименты.

TonyR: Чтобы не создавать новую тему, задам вопрос сдесь: как закрепись болтающийся шарик подшипника диска?

Valery_C: В смысле - болтающийся? Шарик должен находиться в выемке нижнего конца вала диска, и болтаться он может только если кто-то заменил его на шарик меньшего диаметра, да и то если выемка не конусная.

TonyR: Шарик там и находится, диаметр нормальный (специально сравнивал с Б1-011 в которой не болтается). Видимо, предыдущий владелец не смазывал подшипник, так как при промывке стакана обнаружил в нем металлические опилки.

Valery_C: Я так и не понял в каком смысле шарик болтается. Болтается в выемке вала из за того, что изношен и это его опилки? Тогда заменить шарик.

riverbluesman: Пересобрал двигатель. Отшлифовал его внутри. Сделал демпфирование. Вообще его не слышно. Не могу побороть проблему с пассиком. Вернее, я обхитрил, но так не остался до конца удовлетворённым. Подскажите, каким образом можно избавиться от того, что пассик кидает вверх-вниз при старте, а иногда и спадает вниз при остановке? Что у меня сделано: стол центрирован, двигатель центрирован. Конус отшлифован. Три пассика: 275 мм, 277 мм и 240. Только последний ведет себя хорошо - вообще не опускается никогда, сразу за 4 секунды набирает "45", и даже без ограничителя. Остальные - слетают на раз, если нет ограничителя. Не знаю, хорошо это или плохо, что пассик меньше чем положено..

Valery_C: Точно не знаю, но по-моему 275 и 277 великоваты для Б1-01, для нее вроде нужно 265, поэтому пассик начинает проскальзывать и съезжает. 240 сильно маловат - будет повышенная боковая нагрузка на вал двигателя и диска, больше трение, быстрее подшипники разобьются. Попробуйте способ изготовления пассика описанный Р. Кунафиным в Радио № 5-1997 на страницах 14-15. В Вашем случае большой пассик резать чтобы укоротить не надо, а просто зажать лишнюю по длине часть скобкой. Не забудьте снять ограничитель пассика с двигателя перед экспериментом. Возможно этот способ и не жизнеспособен, но чем черт не шутит.

Jedi: Valery_C пишет: Точно не знаю, но по-моему 275 и 277 великоваты для Б1-01, для нее вроде нужно 265 именно 265 и нужен, без ограничителя бедет слетать при старте по любому, ну почти.... на сайте Клячина описан случай точной балансировки и центровки стола и движка, в том числе и относительно друг друга - сам не видел, но говорят что пассик не слетал Кстати мне удалось довести время старта и набора номинальной скорости до 2сек более того - на торенсе тоже пассик без ограничителей слетает

Рабинович: Jedi А на хайфае был такой Константин - англицкими пассиками торговал,"супер-щлифофальными" - не брал у него? Объява висит до сих пор,но не отвечает на письма. Живой,нет, чел?

Valery_C: Странно, как то тут доводилось ремонтировать Б1-04 с тангенсом, там привод тот же. Пассик тоже был хорошо растянут но не слетал. Видимо соосность валов двигателя и диска была выставлена правильно. В принципе, регулируя винты крепления двигателя этого можно легко добиться. Кроме того пластмассовая насадка на двигателе сделана топорно с небольшим ребром посередине бочки, а это тоже ухудшает сцепление пассика с насадкой. Кунафин в другой своей статье - по доработке Б1-01, предлагал осторожно стачивать его мелкой шкуркой на вращающемся двигателе. Своей Б1-01 и ее клонов у меня к сожалению нет , на чужой проверять не мог, хотя и так вроде понятно, что такая доработка необходима.

Valery_C: На hi-fi.ru очень часто не работает рассылка писем через сайт, поэтому человек не отзывается. Я как-то одного человека, продающего ленту, долбил несколько раз письмами. Безрезультатно. Потом он видимо понял, что письма не приходят с сайта и стал публиковать свой номер телефона.

Рабинович: Нема номеров,но объява свежая.

Jedi: Рабинович - я этого перца лично знаю, брал у него пассики и корректор как то ))) А насчет ребра на шкиве движка - это ребро как раз и нужно для самоцентровки пассика при старте - хотя конечно должно быть не ребро а легкая бочкообразная форма а Кунафин предлагал не стачивать это ребро, а просто отшлифовать слегка для лучшего сцепления

Jedi: Насчет соосности валов - именно об этом и речь

Valery_C: Цитата из первоисточника: "В трех исследованных экземплярах ЭПУ оказалось, что насадка на оси двигателя привода выполнена очень плохо — она имеет заметные биения. Кроме того, ребро по середине насадки отнюдь не стабилизирует положение пассика. Его случайные смещения ограничивает лишь специальная скоба, что сопровождается акустическим шумом. Для придания поверхности насадки бочкообразной формы ее шлифуют наждачной бумагой средней зернистости, наклеенной на жесткую поверхность, при работающем двигателе и с минимальным усилием".

Jedi: Valery_C - так правильно - ребро никогда не стабилизировало положение пассика, изначально предполагалась бочкообразная форма насадки, ну видимо в некоторых экз насадка сделана очень плохо, мне таких увы не попадалось в моих бэхах вполне приличный бочонок - только легкая шлифовка и все и кстати никаких биений тоже

Valery_C: Это радует . Ребро видимо от того, что пластмассовая насадка не точится, а изготавливается в прессформе. На разъеме прессформы ребро и образуется.

Рабинович: Jedi пишет: Рабинович - я этого перца лично знаю, брал у него пассики и корректор как то ))) Так он таки жив? Пассики у него есть?

Jedi: Рабинович - живее всех живых и пассики у него есть правда с небольшим косяком - для Б1-01 все равно а для торенсов критично - они чуть шире оригинальных

riverbluesman: Установил двигатель, настроил приличные неискаженные синусы на каждую скорость. Единственное, что у меня не получилось, это добиться одинаковых амплитуд на плечах двигателя. Где-то разница в клетку (клетка = 5 вольт). Оба подстроечника взаимосвязаны и не могут никак выровнять общую амплитуду, как их не крути. В питании очень большие пульсации, так что завтра поеду куплю хороших электролитов по питанию. Установил 0.01 мкф параллельно лампе в генераторе. Не знаю, пока что ничего не замечаю (вычитал на одном из форумов). Попытался покрутить переменник что по центру схемы (R13). Так и не понял что он дает. Задумываюсь о повторении Торенс 125 мк2 управление двигателем. Насадку на шпиндель двигателя немного бьет. Сточил ей аккуратно выступающий край. Биение остались. В данный момент пассик связан нитью, формально его 1/2 длина 265 мм. В собранном состоянии отросток бьет по верхнему диску и тем самым вызывая неприятные звуки. Зато никуда не опускается и без ограничителя работает в двух скоростях. А блин приходится ставить вверх ногами. Метки, кстати тоже видны и без всяких подсветок.

sanych_t: Единственное, что у меня не получилось, это добиться одинаковых амплитуд на плечах двигателя. Где-то разница в клетку (клетка = 5 вольт). Оба подстроечника взаимосвязаны и не могут никак выровнять общую амплитуду.. Возможно потребуется подбор транзисторов выходного каскада (фазоинвертора и выходных) генератора по коэфф-ту усиления....

riverbluesman: Спасибо всем кто помог советом. Очередная проблемка. Она присутствовала и ранее до ремонта и замены электролитов - через минут 10 диск останавливается. Автостоп выключен. Что за странность такая?

riverbluesman: Выяснилось, что при нажатом или отжатом тумблере "автостоп откл." он все таки работает и глючит. Как вырезать автостоп? Вот схема: http://btvbtv.narod.ru/IMG_4128_.jpg Как это сделать просто и без заморочек?

Valery_C: Ну, я тут типа отходил . Продолжаем разговор. По поводу остановки диска. Смотри напряжение на обмотке реле Р1 (или на той схеме, что выше выложена - К1). Если в момент остановки диска на реле пропадает напряжение, значит виновата схема автостопа, если нет - значит сам генератор глючит. Потом разбираться дальше. Теперь по поводу напряжений на обмотках двигателя. Регулировочными резисторами напряжение на обмотках выровнять нельзя. Как я уже говорил, один резистор, допустим при нажатой кнопке "33" - это R2 служит для установки частоты вращения при среднем положении регулятора частоты сверху на панели, а резистор R1 служит для регулировки выходного напряжения генератора подаваемого на двигатель. Но при этом одна обмотка (Н1/К1) включена непосредственно между выходом генератора и общим проводом, а вторая (Н2/К2) через фазосдвигающую цепь из резистора и конденсатора, с помощью которых более менее пытаются ток во второй обмотке сделать равным по амплитуде и сдвинутым по фазе на 90 градусов относительно первой. Идеально это сделать в данной схеме нельзя. Поэтому разница будет, правда не такая большая. Но это уже делается подбором емкости соответствующего конденсатора - для "33" это С1, и резистора R2, который правда является для всех скоростей общим. Задумываться о повторении схемы управления двигателем Торенса 125 МК2 (я так понимаю там двухфазный генератор - сам не видел) рановато. В 1-ЭПУ70С, а конкретно в Радиотехнике-101 как раз применена такая схема под этот двигатель, поэтому есть три варианта: выдрать плату из убитой Радиотехники (правда она питается от +-15 вольт), повторить схему Радиотехники самому с изменениями по питанию, или уж повторить схему Торенса. Но, я думаю, поскольку множество других владельцев Электроник живут спокойно со старой схемой, имеет смысл пока с ней и разобраться. Уф-ф, пойду покурю .

riverbluesman: Спасибо, Valery_C. Продолжаем :) Подключил тестер на реле. В режиме "СТОП " на обмотке 27.5 вольт ( думаю, я правильно подключился крокодилами - с одной стороны два вывода, с другой четыре. Там где четыре, то две крайние - обмотка ). В режиме воспроизведения на обмотке ) вольт. По закону подлости, двигатель за последние 10 минут не желает останавливаться ( а пол часа останавливался чуть лине каждые 3-4 минуты ). Вот, но я провел пальцем в фотопаре и напряжение на реле восстановилось. Думаю, что это 100% автостоп. Но, кнопка включена!! ( П2К исправно ) * немного попозже, когда все отстрою и сделаю корректор Никитина, разведу плату 1в1 как в Б1-011, но по схеме Торенса.

Valery_C: Так-с, перекурил. Поехали. Из всех деталей в автостопе самые подозрительные - это два встречно-последовательно включенных электролита С2 и С3. Да, я забыл сказать - судя по всему у меня есть такая же схема как у Вас, на которой все блоки имеют нумерацию У1, У2 и т.д. Давайте ориентироваться на нее. Иначе мне приходится смотреть обе. Кроме электролитов могут быть и плохие пайки. Но лучше начать с электролитов. Хотя может быть и вариант паразитной засветки фоторезистора посторонним источником света, например настольной лампой, посему сразу вопрос - а когда вертушка была в сборе, то есть закрыта, диск останавливался самопроизвольно? Да, где вы нашли схему Торенса? Я пока нашел только User manual, прада там есть структурная схема привода, и таки да - это двухфазный генератор.



полная версия страницы