Форум

Многоканальные записи, на каких носителях существовали?

Neo: Заинтересовался этим вопросом, и мне кажется, что тут есть знающие люди, которые могли бы помочь. Слышал, что в 80-х годах были многоканальные (4-х канальные записи). На каких носителях они существовали и чем считывались? Можно на обычную пластинку записать 4 канала? На вашем форуме читал, что это вполне возможно, но особого распространения не получило. Если ли какие-то ссылки/фото по данному вопросу. Был бы очень признателен за любую информацию. Вот сейчас есть много записей в качестве DTS артистов, которых даже в 80-м где уже небыло в живых (например Высоцкого). Очень интересно, откуда они взялись, с каких носителей.

Ответов - 15

LAMER: откуда каналы взялись. звукореж.сделал.пересвёл.Высоцкий вообще на моно был.

Атос: Очень интересно, откуда они взялись, с каких носителей. кинофильм ВИЙ 1967 года свели в 5.1 со студийной записи вобще то для записи в студиях используются и 16 и 24 канальные магнитофоны ps в начале эры звукозаписи запись велась сразу на несколько фонографов и теперь есть записи восстановленые в СТЕРЕО!! с валиков pps у меня есть винил с квадрозаписью

Alex_MGM: четырехканальное аудио называестя квадро. Были пластинки с такой записью, чтобы слушать, кажется, помимо декодера тербовалось наличие специальной головки (в последнем не уверен) Были квадро-магнитофоны (катушечные точно были) и были фирменные квадро записи Кроме того, были квадро передачи в диапазоне FM, соответственно были специальные тюнеры, усилители, ресиверы. Эта техника до сих пор продается на ebay.com Кажется, были и отечественные квадро усилители и, может быть и тюнеры. Пластинки с квадро записью продавались точно в 80-x, стоили дороже. Вполне возможно, были и советские вертушки квадро, не помню. Формат этот не прижился, дорого слишком Cовременные многоканальные форматы - это DVD audio, Blue Ray и пр.


Alex_MGM: четырехканальное аудио называестя квадро. Были пластинки с такой записью, чтобы слушать, кажется, помимо декодера тербовалось наличие специальной головки (в последнем не уверен) Были квадро-магнитофоны (катушечные точно были) и были фирменные квадро записи Кроме того, были квадро передачи в диапазоне FM, соответственно были специальные тюнеры, усилители, ресиверы. Эта техника до сих пор продается на ebay.com Кажется, были и отечественные квадро усилители и, может быть и тюнеры. Пластинки с квадро записью продавались точно в 80-x, стоили дороже. Вполне возможно, были и советские вертушки квадро, не помню. Формат этот не прижился, дорого слишком Cовременные многоканальные форматы - это DVD audio, Blue Ray и пр.

RV3DOI: Neo. Вы только уточните какие многоканальные записи интересуют, технологические или для конечного потребителя.

Alex_MGM: Вот сейчас есть много записей в качестве DTS артистов..... DTS - это не показатель качества, а просто формат сжатия многоканального звука, альтенатива формату Dolby Digital. Качество уж какое было - таким останется. Чего нет - то не вырастет. Можно старые записи почисить, убрать шумы, треск и пр. шумы, но сама запись останется прежняя.

Neo: RV3DOI пишет: Neo. Вы только уточните какие многоканальные записи интересуют, технологические или для конечного потребителя. Да собственно и те и те. Особенно интересовало, каким образом сейчас получаются записи альбомов в формате 5.1. тех исполнителей, которых давно уж нет в живых. В принципе Атос и Alex_MGM ответили на мой вопрос, за что им спасибо. И, если я правильно понимаю, была студийная аппаратура для многоканальной записи и некоторые альбомы выборочно писали, в результате чего они дошли до наших дней и были переписаны в цифру. Вот и интересно какие квадроносители были, а также чем их слушали. Очень было бы познавательно посмотреть на фото, как это все выглядело.

Виктор: В 80-х годах на практике в Новосибирском точмаше давали послушать КОМЕТУ-квадро. на записи мотоцикл ездил по кругу. Интересно жива-ли.

para bellum: Поищите в интернете по системам квадрафонии-Они были нескольких типов -SQ,QS,RM...советская АВС (я работал студентом бок о бок на одной кафедре с авторами этой системы).Только было это в 70-х и к 80-м практически умерло.Осталась бифония,да и та не прижилась. На пленку катушечника или кассетника (система Cartridge у Моторолы) писалось 4 дорожки-с этим проблем не было. На винил писали по-разному,как правило для совместимости со стерео два передних-как обычно,а еще пару каналов "пихали кто куда может")))))-и в надтональную область основных каналов (то есть свыше 20 кГц) или с суммарно-разностным преобразованием на поднесущей-в основной спектр... Кстати знаменитые биэллиптические иглы именно так и родились-первоначальная их задача была как можно полнее соответствовать профилю канавки диска для съема полноценного квадра-сигнала.Изобрел их японец Нарио Сибата (Шибата).

Зигфрид: Если не считать ранних опытных форматов, то квадрофония вышла на рынок в 1970 году. И была популярна именно в 70е - в 1978-79 гг считается, что она умерла, хотя отдельные релизы выходили и позже, но все равно недолго. Все началось, как и в коммерческом стерео, с ленты. Одновременно появились катушечники, писавшие 4 канала на всю ширину обычной четвертьдюймовой ленты, и популярные в США кассеты 8-track, время звучания которых теперь ограничивалось 50 минутами. С 1970 года в этих 2 форматах выходило немало альбомов популярных и пытливых исполнителей, активно употреблявших запрещенные вещества и желавших открыть Вселенную. С 1971 года появились и пластинки. 4 канала записать на 1 дорожку было сложно, поэтому писали 2 несущих, а разностный сигнал между передними и задними колонами "неслышимо" домешивали к ним. Экспериментальных форматов было много, реальное распостранение получили три: т.н. "дискретный" CD-4 и т.н. "матричные" QS и SQ. Первый предусматривал запись разностного сигнала в виде ультразвука (в результате такие пластинки светились всеми цветами радуги из-за того, что изгибы канавок становились длины цветового спектра - http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/56/QuadraDisk.jpg/624px-QuadraDisk.jpg), вторые - смещение по фазе (в результате при проигрывании на обычной стереосистеме получается очень необычный "космический" звук, фазу реально двигает). Первый формат подарил цивилизации эллиптические и биэллиптические иглы, головки и тонармы, которые не пилят пластинки, второй - моду на дип-грув и психоакустические эффекты для клубной музыки :-) Кассетники квадрофонические были (по 4 дорожки в 1 сторону), но крайне мало, и кассеты с квадрозаписями не продавались. Накамича была такая точно. Соответственно, были и усилки, а для 8-track и автомобильные системы. Радио с кодированием за рамки экспериментов не вышло, но некоторые станции довольно долго вещали сразу на 2 частотах (разнос не знаю) одновременно - на каждой частоте по стереосигналу. С определенным декодером получалось полноценное квадро. Вещать некоторые продолжали и в 80х Создатели компакт-диска в 1980 году предусмотрели теоретическую возможность четырехканальной записи (http://en.wikipedia.org/wiki/Four-channel_compact_disc_digital_audio), но, как и одноканальная она никогда не была не то что реализована, а и специфицирована. В 90е гг, когда интерес к музыке у населения начал падать и корпорации начали налегать на спецэффекты, о возврате к квадрофонии снова заговорили, но именно из-за ограничений формата CD-Audio так и не смогли этого сделать. Многоканалку предусмотрели уже для новых цифровых форматов, которые так и не стали популярны, хотя и пользуются нынче ограниченным спросом (в основном по причине более высоких бит-рейтов, а не многоканальности). В CCCР производился 1 квардрофонический катушечный магнитофон ("Юпитер-квадро", на базе 202й модели), хотя многие другие ПО наверняка делали единичные экзепляры и на базе своих линеек. Было несколько усилителей (тоже "Юпитер-Квадро", Амфитон, Электроника и др.) и даже проигрывателей (на сайте упомянут Феникс, но кажется был еще и какой-то Корвет или еще чего), но какой на них стоял декодер - не знаю. Из квадропластинок соцлагеря есть Супрафоны - системы CD-4, но видел и "матричные". Какие делала "Мелодия" - не знаю. Делала, кстати, в конце 70х. От квадро отказались не потому, что было дорого или недоступно или какие-то сложности... Просто ажиотажа эта затея на вызвала - мало выигрыша давал квадрозвук, восприятие музыки вообще никак не улучшал. Да и музыка в ту пору менялась - "академические стили" закостенели, а диско и панку то квадро до одного места. Да и правильное сведение студийной записи в 4 канала оказалось нетривиальной задачей - чувствовать себя посреди исполнителей слушателю некомфортно, поэтому разнос передних и задних каналов почти целиком ушел на спецэффекты и прочие псевдомузыкальные изыски. Сейчас многоканалка вернулась исключительно и только благодаря кино.

Серёга: Квадро пластинку я видел в продаже только 2. одна из них гр "Яблоко". Надежды квадро не оправдало - восприятие 4х кан записи мало отличалось от двухканальной а расходы на 4х кан аппаратуру больше в 2 раза т.е. переход моно-стерео- был заметен более чем переход стерео-квадро. Т.е. потребитель практически никак не отреагировал.

Mickey: Пластинка "Яблока" как раз была записана по упомянутой Парабеллумом системе АВС

Alex_MGM: как раз в 80-х я видел в продаже пластинки с квадро-записью. О расцвете или закате квадрофонии в союзе говорить сложно, толком ее и небыло. Думаю, энтузиастов, у котого были квадро-системы, было не так уж много (в союзе).

RV3DOI: В 5.1 фонораммы старых фильмов пересводят при наличии сохраненных многоканальных исходных фонограмм, так были восстановлены "Война и мир" (первоначально фильм делался в совковом формате 5+1 для пленки 70мм , 5 заэкранных каналов и 1 канал окружения) и диснеевская Фантазия. Cейчас существует, нарушающая все авторские права, практика изготовления для DVD варианта 5.1 c добавлением новых звуков, чаще всего фонов и шумов, старых монофонических фильмов. Этим промышляют отдельные издатели и изготовители. На киноэкран такие "улучшенные версии" попасть не могут из-за нерентабельности и возможных проблем с авторскими правами. А для дисков в общей куче прокатывает.

para bellum: Mickey пишет: Пластинка "Яблока" как раз была записана по упомянутой Парабеллумом системе АВС Именно потому,что художественный руководитель фолк-группы "Яблоко" и заодно муж солистки группы Марины Капуро-Юрий Берендюков был в числе соавторов системы АВС )))))) и до ухода в музыку работал старшим научным сотрудником на кафедре радиовещания и акустики.....



полная версия страницы