Форум

Карболитовые ручки с винтиком - как "разморозить"?

Михаил: Впервые встретился со следующей ситуацией: Аппарат с карболитвыми ручками переменников. В теле ручки нарезана резьба прямо по карболиту, и ввинчен "безголовый" винт. И вот этот самый винт закис в ручке намертво, ибо аппарат пережил "гаражно-чердачное" хранение. Отмачивание WD40 ни к чему не привело... Ручка оригинальная, сломать очень не хочется... Может кто-нибудь встречался с аналогичной проблемой? Чем можно расшевелить этот винт?

Ответов - 34

mretro: Если бы резьба была прямо по карболиту, то стопорный винт никогда бы не закис. Внутри ручки наверняка есть металлическая вставка, на которую опрессовывали ручку. WD-40 должна помочь, просто нужно ее побольше и ждать подольше. А еще лучше, если есть возможность подогреть это место градусов до 200. Мне больше чем WD-40 нравится средство MOS2 (cульфит молибдена), продается в аэрозольных баллонах.

Михаил: mretro пишет: Если бы резьба была прямо по карболиту, то стопорный винт никогда бы не закис. Я тоже так думал... Но когда изучил аналогичную ручку, которую удалось-таки отвинить, увидел, что резьба просто по карболиту! А винт - в слое белесого окисла. который, видимо, и заклинил его. Греть, к сожалению, никак не удастся... Буду пытаться дальше отмачивать.

mretro: Михаил пишет: Греть, к сожалению, никак не удастся... Можно попробовать тонким жалом паяльника упираться прямо в винт. Т.к теплоемкость винта небольшая, то и паяльник нужен небольшой, чтобы прогреть винт. А если жало не жалко, то его можно заточить под отвертку и совместить оба процесса.


Витько: Тяжелый случай. Пробовать всячески конечно нужно, но беззультатно провозившись пару дней с ручкой на Неве-52, чего только не пробовал и мочил всем чем можно, и грел, скрепя серце спилил ее по кускам. При рассмотрении обнаружилась сращивание (диффундирование) всего между собой и ручки и винта и самой оси. Мрак. Кто теперь мне возместит ручку?

valery: Михаил, а высверлить не пробовали?

HyC: Высверлить это крайний случай уже... Лучше попробовать нагреть винт, как тут выше коллеги посоветовали. Есть еще бредовая идея вытравить винт химическим способом, но боюся химикалии потребуются не домашние....

Михаил: valery пишет: Михаил, а высверлить не пробовали? Это будет "последняя капля"... Высверивать металл из металла - это не трудно. Но тут придется высверливать металл из карболита...

Михаил: HyC пишет: Высверлить это крайний случай уже... Лучше попробовать нагреть винт, как тут выше коллеги посоветовали. Есть еще бредовая идея вытравить винт химическим способом, но боюся химикалии потребуются не домашние.... Вытравить вообще - не выйдет. Очень велик риск попртить все вокруг - ручка-то на аппарате сидит! Нагреть - попробую в выходные. Пока на денек еще припарю ВДшкой, пожалуй.

sanych_t: Михаил , капните немного тормозной жидкости и прогрейте паяльником сам болтик. И пока он горячий, попробуйте "сдвинуть" его с места.

Михаил: sanych_t пишет: Михаил , капните немного тормозной жидкости и прогрейте паяльником сам болтик. И пока он горячий, попробуйте "сдвинуть" его с места. Спасибо за совет! Попробую. В выходные займусь всеми рекомендованными "термическими процедурами"

nnnn: Заточите жало паяльника под шлицевую отвёртку для этого винта. Паяльник включите на половинное напряжение (через ЛАТР), чтобы не сжечь карболит. Грейте и крутите одновременно. И! Попробуйте не отвинчивать, а сначала немного завинтить. Очень часто попытка завинтить неоткручивающийся винт помогает стронуть его с места.

RM: если удасться снять ручку не выкручивая винт- имеет смысл пожарить ее в микроволновке- по идее на винте начнется искрение с выгоранием окислов...

Атос: вот только отмачивать надо в керосине эта гадость течет везде где надо и куда не надо

Витько: Отмачивать-то отмачивать, да как в данном случае ручку вместе с приемником в бензин-керосин засунуть

Атос: Витько пишет: Отмачивать-то отмачивать, да как в данном случае ручку вместе с приемником в бензин-керосин засунуть никак, и не в бензин, а именно в керосин достаточно капнуть или ватку положить керосин сам затечет куда надо

Витько: Желаю Михаилу успеха, но я выше писал, что, увы, ни ватки, ни капания, ни локальные нагревы мне не помогли. Мне не повезло, в моем случае. Не помогла даже высверливание винта. А в друх случах эффект получался при простом закапавыние маслом.

Михаил: Итак, вопрос разрешился. И сейчас я расскажу, как. Сразу скажу: Витько оказался прав на 100%. В субботу попробовал капнуть керосина. В воскресенье начал активные действия. Нагрев паяльником, постукивания - ни к какому результату не привели. Решил все-таки приложить усилие побольше. И - как и следовало ожидать, своротил шлиц "в чистую". Нарезать новый никакой возможности, ясное дело, не было - винт сидел глубоко в теле ручки. Остался один последний вариант - сверлить! Тем более, что я нашел способ отделить ручку вместе с валиком, на котром она сидела, от аппарата и закрепить её в тисках. Началось все хорошо. Взял сверлышко 2 мм, и аккуратно "прошел" весь винт по центру насквозь. Он оказался больше сантиметра длиной! Дальше взял 5 мм сверло (что как раз диаметру винта соответствовало) и стал выбирать его окончательно, двигаясь по намеченному в центре каналу. Сверлилось хорошо - сталь винтика оказалась поразительно мягкой (поэтому-то шлиц так легко и свернулся...) И тут важно отметить - винт во время этих манипуляций даже и не думал проворачиваться! Причем при сверлении он нагревался нешуточно, я даже боялся за карболит... Когда я попытался отделить от стенки канала оставшийся слой металла с резьбой... он отделился вместе со слоем карболита! при ближайшем рассмотрении вынутого кусочка подтвердились слова Витько: металл винта и карболит ручки как-будто срослись воедино! В принципе, потеря резьбы меня не сильно огорчила. Решил, что на место 5 мм винта вклею втулку с резьбой 3 мм. И тут я совершил глупость, достойную премии... не помню как она там, за самые идиотские поступки. Я вспомнил совет из какого-то журнала типа Моделиста-Конструктора, что, мол, вывинтить винт можно, просверлив в теле его отверстие, и вставив туда треугольный надфиль. Не все советские советы одинаково полезны! Конечно, спекшеяся резьба даже после таких издевательств не поддалась. А надфиль, как и следовало ожидать, обломился! Вуаля! Я получил в теле ручки следующую конструкцию: винт из мягкой стали, в центре которого намертво застрявший кусок закаленого надфиля! Ясное дело, что такая "бронебойная пуля" сверлиться уже не хотела никак. Не буду вдаваться в подробности далее, скажу лишь, что через три часа я все-таки выковырнул все это из тела ручки. Для этого пришлось высверлить еще одно отверстие снизу ручки до канала винта, и долго и старательно надфилем стирать слой мягкого металла винта до самого злосчастного "твердосплавного сердечника". Результаты и выводы: 1) Ручка от валика отделена 2) Ручка страшно изсверлена внутри. Внешний вид почти не пострадал! Придется высверленные внутренности заполнять эпоксидкой. 3) Сломано одно сверло 2 мм, затуплено 1 сверло 5 мм, сломан один треугольный надфиль. 4) На борьбу потрачено в сумме около 5 часов. 5) Если бы не моя жажда к применению полезных советов, можно было бы обойтись меньшими жертвами. 6) Винты в карболитовых ручках в 50-х годах завинчивались прямо в карболит, без металлических вставок. 7) Эти винты имеют свойство корродировать, и буквально "сращиваться" этими окислами с карболитом. 8) В принципе, можно такой винт аккуратно высверлить, и вклеить туда втулку с резьбой. Это в подобной ситуации - единственный способ сохранить аутентичную ручку. Вот так-то.

Витько: Поздравляю, что обошлось малой кровью, но у меня вся эта система "срослась" и с осью, надфилем потом сдирал этот конгломерат с оси. В связи с тем, что я самый пострадавший от окислов спрошу, нет ли у кого двух малых коричневых ручек к Неве-52

подводник: И мне тоже

nnnn: Михаил пишет: 6) Винты в карболитовых ручках в 50-х годах завинчивались прямо в карболит, без металлических вставок. Этот вывод не совсем верен. Отсутствие вставки- это, скорее, исключение. К сожалению, автор не назвал марку аппарата, с которого он снимал ручку. Про Неву-52. На всех аппаратах этой марки ручки имели залитую вставку, а отверстие в карболите было больше диаметра резьбы. (Лишних нету, увы).

Михаил: nnnn пишет: Михаил пишет: цитата: 6) Винты в карболитовых ручках в 50-х годах завинчивались прямо в карболит, без металлических вставок. Этот вывод не совсем верен. Отсутствие вставки- это, скорее, исключение. К сожалению, автор не назвал марку аппарата, с которого он снимал ручку. Да, согласен, категорично получилось. надо так: - Винты в карболитовых ручках в 50-х годах могли завинчиваться прямо в карболит, без металлических вставок А все мои мучения происходили с ручкой от агрегата под названием МАГ8-МII, 1959 г. изг.

Валерий: nnnn пишет: Отсутствие вставки- это, скорее, исключение. Могу привести пример "винт прямо в карболит" - это кнопки-ручки фиксированной настройки в "Беларусь-53"

nnnn: Про Б-53 согласен, но это кнопки, очень маленькие, в них металл некуда вставлять. А вот ручки МАГ8-МII 1959-го года. Ясно видна закладная квадратная гайка.

Михаил: nnnn пишет: А вот ручки МАГ8-МII 1959-го года. Ясно видна закладная квадратная гайка. Ух-ты! Нет, у меня ручки другие совсем... Странно. Ибо, кажется, "с рождения" они у него такие были, все четыре одинаковые...

nnnn: Михаил Пришлите, пожалуйста, фотографию ручек, сразу станет всё намного яснее.

nnnn: Я так думаю, что мы обсуждали неродные ручки, которые изначально фиксировались плоскими пружинками. Действительно, в 50-60-х годах многие владельцы радиоаппаратуры были этими ручками недовольны. Ручки отваливались, пружинки терялись и т.д. И тогда в ручках сверлились отверстия, нарезалась резьба, вворачивался винт и ручка хорошо держалась. Но через 30 лет винт напрочь закисал. Я с этим сталкивался многократно. В ручке с фиксацией пружинкой есть выборка под эту самую пружинку. Если выборка действительно есть, то ручка неродная и может её стоит просто срезать болгаркой и не мучиться...?

Витько: Вспомнив это кошмарное время, да, вставка в ручке была, но и она, редиска, срослась в осью, в один когломерат. болгаркой и токо болгаркой, хотя у меня ее нет.

nnnn: В этой ситуации стоит определить, потеря чего легче переносится. Ручки или переменного резистора. Спешить определённо не стоит. Может, стоит заранее компоненты найти и потом уже к радикальным методам прибегнуть?

Витько: Была простая задача, выташить шасси из корпуса. чему не давала быть пресловутая ручка. Азарт, молодость и глупость. Если бы кто бы ранее бы сфотал и все показал бы, может быть бы и да. http://www.rw6ase.narod.ru/n/newa/newa52.html Век живи, век учись, дураком помрешь - народная мудрость Александр прав, надо бы подумать. да мы все задним умом крепки. Прав и Владимир в соседней ветке - учиться надо на чужих ошибках. Ну так учитесь, я не жадный. Но что там все спеклось в кучу - медицинский факт.

Михаил: Чтобы прояснить ситуацию - устроил фотосессию ручек. На доставшемся мне аппарате они вот такие вот: на этом снимке четко видно - резьба нарезана прямо по карболиту, по всей глубине отверстия: Никаких закладных металлических деталей нет (И в глубине тоже. Проверено) Вот так вот ввинчивается фиксирующий винт А вот он сам. Виден характер коррозии. Этот винт удалось все же вывинтить... А не удалось - на ручке переключения режимов работы ЛПМ. Она другой формы, но винт и отверстие под него были организованы точно так же. Видимая на фото "дыра" в теле ручки - результат моих действий по выкорчевыванию винта. Закладных металличесикх деталей при этом также не было обнаружено.

Yakimura-san: Применял когда-то в таких случаях : трубчатое алмазное сверло, или зажимал сверло хвостовиком вперед в ударную дрель и.... короткими очередями... Правда, у меня закисли карболитовые ручки бокса УКП для подводной съемки, но проблема схожая..

Витько: У-уу, если речь шла о клювике. Мож и не стоило стараться, т.е. в любом случае стараться надо, но клювик подобрать, думаю не проблема. Какой он сверху, если нужно - поищу

nnnn: К сожалению, все представленные ручки от МАГ-а неродные. И фронтальные, и клювик переключения режимов работы. Родной клювик намного длиннее и вставка металлическая в нём имеется:

Михаил: Эх... Жалко. Но несколько странно, ибо ручки, видимо, там оочень давно такие. А я как раз думал, что клюв родной, и стремился именно его сохранить, ибо показался нетипичным.



полная версия страницы