Форум

Консультация по цветным ламповым телевизорам.

Dendy: Появилась у меня идея -- заиметь дома цветной ламповый телевизор. Причём не фуфло какое-нибудь, а хороший телевизор. Историю развития цветного телевидения в СССР я представляю таким образом. 1956 г. -- первый цветной ТВ "Радуга", с механическим способом цветопередачи (вращающийся диск). Опытный образец. 1964 г. -- телевизор "Радуга", скопирован с японского образца, система NTSC. Выпущено 1000 штук. 1967 г. -- "Рубин-401" -- первый цветной ТВ широкого потребления. Н. В. Громов, Т. Д. Залесов, Б. К. Карро-Эст. Телевизоры, радиоприёмники, магнитофоны, проигрыватели. Изд. 2-е. Лениздат, 1969. В книге есть таблица "Характеристики телевизоров". В этой таблице приведено всего 3 цветных ТВ: "Радуга-4" (ЦТ-40), "Радуга-5" (ЦТ-59) и "Рубин-401". К примеру, "Рубин-401" содержит 22 лампы, 44 п/п диода, 15 транзисторов. Затем пошли ТВ типа "УЛПЦТ" (унифицированные лампово-полупроводниковые цветные телевизоры) -- это семисотая серия: "Радуга-704", "Фотон-716" и др. В поздних моделях наряду с лампами использовались гибридные интегральные микросхемы, типа К224. Все цветные ламповые ТВ выполнены на основе транзисторов с небольшим добавлением ламп. По мере развития производства высоковольтных полупроводников, количество ламп в цветных ТВ сокращалось из года в год. Если в первых моделях использовался демпферный диод 6Д22С, то в последующих он был заменён полупроводником. Кроме того, поздние модели ламповых ТВ отличаются повышенной пожароопасностью. Ламповые панели сделаны из пластика, при долгой работе ТВ они плавятся, нарушается контакт между лампой и панелью, начинается искрение. Иногда лампа выпадает из расплавленной панели. Это лечится путём установки керамических панелей. Рекомендуется припаять панель припоем ПОС-90, который плавится при 300 градусах Цельсия. Причиной возгорания может быть некачественный печатный монтаж, причём это характерно не только для ламповых ТВ. У меня есть ТВ типа "4УСЦТ Чайка", так у него изображение вдруг рябить стало (не очень сильно, но терпимо), а в воздухе появлялись озон и оксиды азота. Заглянув через решётку, я увидел красивую фиолетовую искорку. Оказалось -- это строчной трансформатор плохо "контачит" с печатной платой модуля строчной развёртки. В результате искрения на печатной плате образовалось обугленное отверстие. Между тем катушка индуктивности "РФ-90-ЛЦ2", не выдержав перегрузки по току, расплавилась. Я заменил индуктивность, припаял как надо трансформатор, и проблема была решена. В дальнейшем я заменил электролитические конденсаторы во всех модулях телевизора, в результате изображение прочистилось, исчезло слабое хрипение (я про звук говорю). В общем, хотелось бы получить консультацию по цветным ламповым ТВ. Какие типы существовали? Какие из них наиболее пожароопасны? Какой телевизор является "наиболее ламповым"? Каково Ваше отношение к ламповым ТВ вообще (можете выразить в двух словах, в трёх буквах)?

Ответов - 29

Атос: Dendy пишет: Появилась у меня идея -- заиметь дома цветной ламповый телевизор. Причём не фуфло какое-нибудь, а хороший телевизор. ну батенька вы завернули я этой радости много ремонтировал конструкция построена с использованием элементов подверженных старению от панелек до ручек все сыпится высыхает уже через 5 лет аппараты были гнилыми ежле все таки есть желание взять то лучьше последнии модели начиная с 711 там хоть развертка не горит, и излучения нет.

Виктор Ф: Дендям ламповые телевизоры противопоказаны, а тем более цветные)))))))))))) Может в Лондоне что то поискать.........

А. Сергей И.: Тога уж можно поискать тот самый Рубин-401! Хоть и пожароопасен и цвета на экране блёклые (да и поди добудь к нему хорошую трубку!) - зато первый серийный! И дизайн довольно винтажный - сразу видно, что родом из 60-х!


Serg: Смысла нету, ну, разве что повыпендриваться. Тогда уж серия УЛПЦТ-61 от -13 и старше, там развертка хоть нормальная, без рентгеновского излучения. В принципе, на БЦИ можно и внешний декодер PAL прикрутить, если очень хочется - заменить СКВ-1 на что-то импортное с кабельным диапазоном (только менять уже совместно с СВП, т.к. у СКВ-1 хитрое управление переключением поддиапазонами), ну, или уже ДУ поставить, я лично лет 10 назад "Электрон-722Д" так и "довел до ума", только у меня в нем был БЦИ-2, который на микросборках в алюминиевых тазиках. Сразу нужно или поменять панельки ламп, или хотя бы пропаять их. Гетинакс же обычно был препаршивого качества... СведЕние нужно настраивать, но процесс в целом интересный. В общем, если не пугают большие габариты, вес 50..60 кг (в зависимости от модели) и потребление порядка 300Втт - то вперед...

demosfen: На даче стоит Электрон 716. Сколько я там чинил-перечинил всего уже и не вспомню. И декодер вставлял на 4510. настройка сведения, это, коненчо, "песня"))))

para bellum: я прочел и понял в чем ошибка автора.Замените слова "цветной ламповый телевизор" на "стереофонический ламповый усилитель".Поняли в чем прикол? Магическое прилагательное "ламповый" загораживает собой все-и то что лампы в ТВ ставились не для суперпараметров-а не от хорошей жизни,не было полупроводников в Союзе на требуемые напряжения/силу тока.А уж про качество и срок службы кинескопов 61ЛК3Ц умолчу.Уважаемому автору скажу так-фуфлом по большей части была вся линейка УЛПЦТ(И) -даже в момент выхода с конвейера.За эту фразу можете пинать-все равно г..но конфкткой не станет.Другой дело первые аппараты на 59-й импортной трубе и с ГП-5 в развертке-чисто исторический интерес,но смотреть все равно невозможно.

Muller: para bellum пишет: чисто исторический интерес,но смотреть все равно невозможно. Странно, но почему то "Янтарь 714" у друга показывает в разы ловчее, чем мой "Самсунг" Я даже купить хотел, но... хата не резиновая... жалко.

Serg: Muller это, вероятно, субъективное восприятие. Моя мама тоже не признаёт после того 722го никакие новые цветные телевизоры. А на самом деле объективно там и цветопередача хуже (цветовые переходы йок, даже в 3УСЦТ еще были проблемы, постоянная составляющая йок - первое, что я делал, это по известным схемам дорабатывал выходные каскады), развертка не очень стабильная... Я замечал вот что. Но современных телевизорах by default загнаны насыщенность и контрастность, что приводит к неестественности цветов. У моих обычно порядка 40% контрастность и где-то 50% - и гораздо приятнее. Вот звук в УЛПЦТ был на порядок лучше - это да. Все-таки двухполосная система с большим динамиком + деревянный корпус - это дело. Но звук - дело наживное, внешний УНЧ (да хоть ламповый!) + акустика - и порядок. Кстати, опять же, приделать в УЛПЦТ стереодекодер звука (Nicam, например) - гемор тот еще... Так что ламповые телевизоры, в отличие от ламповой звуковой аппаратуры (и то, далеко не всей), никакой ценности кроме исторической уже не представляют.

Muller: Кроме исторической у них есть ценность цветнометаллическая Разбирать, одно удовольствие. Но разбирал я только потому, что телеки были вынуты из сожженнного сарая, и восстановлению не подлежали, а так обязательно бы себе пристроил. Но современных телевизорах by default загнаны насыщенность и контрастность, что приводит к неестественности цветов. Так это я первым делом убавил. И смотреть приятнее и труба дольше проживет.

Атос: para bellum пишет: Другой дело первые аппараты на 59-й импортной трубе и с ГП-5 в развертке-чисто исторический интерес,но смотреть все равно невозможно а по мне, так и на телевизоры эти тоже невозможно смотреть

demosfen: Самые противные в ремонтопригодности были, конечно, УПИМЦТ А вот кто тут говорил про "двухполосный звук" в УЛПЦТ !?!? Где это он был двухполосным???

Muller: Там 2 динамика! низкочастотник 3 гд 38 (в более ранних 4 гд какой - то), и "пищалка" 2 гд 36. В качестве фильтра используется конденсатор на 4мкф, если не ошибаюсь. Звук действительно отличный, да и изображение на мой взгляд. На вкус и цвет товарищей, как известно, нет.

Серёга: 3ГД38 оч хор динамик да и 2ГД36 тоже хорошо.

para bellum: Muller пишет: "Янтарь 714" у друга показывает в разы ловчее, чем мой "Самсунг" а это объяснимо,если учесть с учетом приема КАКОГО сигнала делался тюнер у одного и второго.Все современные тюнеры рассчитаны на работу в кабельных сетях,где уровень сигнала стабильный и хороший.А радиоблок УЛПЦТ делали "по классическому учебнику"-для условий приема на "волновой канал" в отдаленной сибирской деревушке.....

Серёга: Ой как вспомню я у тещи заливал из кружки водой 703ю Радугу... А сводить это песня...брррр...

Muller: Серёга пишет: й как вспомню я у тещи заливал из кружки водой 703ю Радугу... Повезло вам, что током не убило! Напряжение там вай-вай вай. Опасно. Я бы так делать не стал.

Serg: Muller так ведь заливать можно же и отключенный... А УПИМЦТ - это песня! особенно развертка на тиристорах. Мне попадался в ремонт какой-то, так еще и со встроенными видеоиграми, я помню его анонс в Радио за 1981й год... Но только он уже не подпадает под категорию "ламповый", он не более ламповый, чем *УСЦТ... в смысле, "одноламповый".

Серёга: Ну ребяты , что жя совсем дурачок - выключил из 220 ес-но. а то было бы как у одного кадра (я в больнице лежал) он спьяну пописал в силовой шкаф в электричке на ходу.

Muller: Ну УПИМЦТ и не ламповый, а Унифицированный Полупроводниково - Интегральный Цветной Телевизор. Лампа там только одна - кинескоп. А то что отключили, это хорошо, а то было бы бо-бо...

para bellum: Не вспоминайте УПИМЦТ на ночь глядя Я бы очень хотел взглянуть в глаза тому разработчику ,кто делал там строчную развертку

Виктор Ф: А мне УПИМЦТ нравится)))))))))). У меня пахал около 20 лет и труба не села. Почти и не ломался.

para bellum: Виктор Ф пишет: Почти и не ломался. По моим наблюдениям они действительно ломаются нечасто.Но если это произошло,ремонтировать приходится долго.У моих родственников в Москве "Рубин-Тесла" на трубе с самосведением и то ли 63 то ли 67 диагональю (все гда казался очень большой экран)-тоже 20 лет проработал

Виктор Ф: Обычный Славутич-Ц202. Все это время друзья и родственники мучались с 700ыми и 300тыми сериями.

Vit: Первый Рубин 401( не новый) уронили на асфальт, когда несли к машине - и ничего, весь корпус разошелся, а как работал, так и работал. Это был первого выпуска, стоил 1200р, в радиоканале запаяны нувисторы. И что заметил - идеальная черезстрочная развертка - на таблице горизонтальные клинья как нарисованы, а не веером, лучше ни разу не видел. Потом сгорел строчник, сам мотал вторичку наугад (небыло данных), между слоями скотч. Когда включил высокое страшно зашипело и пришлось несколько убавить витков. Второй Рубин 401 более позднего выпуска, обычный и неплохо работал. Кстати, у них хорошая цветопередача - если белое, так белое. Вспомните, в магазине стоят куча и все показывают по разному. Был еще и Рекорд-102 с 40 трубой, напольный и тоже куча ламп (в развертке 6Д20П 2 шт, весь радиоканал на лампах).

serg777: Serg пишет: Смысла нету, ну, разве что повыпендриваться. Тогда уж серия УЛПЦТ-61 от -13 и старше, там развертка хоть нормальная, без рентгеновского излучения прошу просвятить профана в телевизорах, откуда там рентгеновское излучение, и как оно зависит от развертки? я так понимаю, что излучение образуется при торможении электронов? его экран не полностью поглащает, или в другом причина? поправьте, если не так.

AntonSor: serg777 пишет: откуда там рентгеновское излучение О, это их фирменная фишка! Там высокое напряжение (27 кВ) выпрямлялось кенотроном (с высоким внутренним сопротивлением), и сильно плавало при изменении тока лучей. Требовалось стабилизировать его. Стабилизатор там стоял параллельный, на триоде ГП-5 (насколько я знаю), и между его анодом и катодом были все двадцать семь киловольт. Этого напряжения хватает, чтобы разогнать электроны до такой степени, что возникает мягкое рентгеновское излучение. Лампа была помещена в специальный железный стакан, для ослабления излучения. Позже, когда стали ставить умножители напряжения, необходимость в стабилизаторе отпала.

serg777: AntonSor спасибо за объяснение, я просто думал, что от кинескопа.

ВасилийР1-68: жарким "пожарным"летом 1972г по окончании 3-го курса радиофака МЭИ попал на технологическую практику на Моск.телевиз.заводРУБИН. В сборочном цехе №4 собирали Рубин-401(был и Рубин-401-1). Могучая штука (выпущено свыше 107 тыс.шт), помимо ламп в нём было целых 15 транзисторов и 50 диодов. Мы,студенты, сели на места кадровых работников, которых перекинули на опытный участок с новым телевизором Рубин-707(им открыли 700-ую серию на МТЗ),в схеме - 10 радиоламп,46 транзисторов и 62 диода, их выпустили свыше 143тыс.шт.. А уже в 1976г я (после армии) пришёл на МТЗ инженером. Только начали выпуск Рубин-714, самый удачный из ламповых и самый массовый-1443 тыс.шт (почти полтора миллиона). Перед ним были Рубин-710 -свыше 143тыс.шт и Рубин-711-свыше 109 тыс.шт. В 1977-78г выпустили малой серией Рубин-718 с сенсорным выбором программ - чуть более 7 тыс.шт. В 711-714-718 моделях было уже по 7ламп, 47-72-93транзистора и 70-72-138 диодов. А далее пошли полностью полупроводниковые: Ц-201 с 1977г по 1980 - почти 60 тыс.шт, Ц-202 с 1980 - свыше 389 тыс.шт , Ц-205 с встроенным блоком электронных игр - малая серия с 1981 по 1983г., Ц-210 - с импульсным блоком питания и транзисторной строчной развёрткой выпускался малой серией с 1982г для отработки вышеназванных блоков, Ц-230 - с 1981 по 1983г всего около 7,5 тыс шт с большим импортным кинескопом с самосведением . Кстати. во всех вышеназванных моделях акуст.система - из 2-х громкоговорителей (а в 707 и 710 - из 3-х громкоговорителей). Да , на начальном этапе тиристорных развёрток долго мучались, первые тиристоры КУ109 были оченьненадёжны, заставили минэлектронпром перейти на КУ221. Первые БЦИ на 224 серии ИМС не от хорошей жизни, тоже электронная пром. забыла бытовуху, пока раскачались и начали выпуск 174 серии. Да и большинство разговоров о возгорании не от дефектов конструкции, слабости разработок, а от низкого качества комплектующих. И лишь когда перехлёстывает через край , тогда все понимающе соглашаются (как в случае с армянскими электролитическими конденсаторами ). По тиристорной развертке - на МТЗ "Рубин" главным конструктором телевизоров (главным инженером КБ) тогда был, Ананский Борис Иванович,лауреат Гос.премии тех лет. Понятно, что не сам он творил, но под его чутким..., были ещё Кишиневский Семен Эммануилович (тоже лауреат Гос.премии СССР в 70-е годы),Ротенберг Вилен Яковлевич, спец. по бл.цветности-Кевеш Лев Ефимович, Крючков Геннадий Николаевич, Завьялов Евгений Филиппович и многие другие руки приложили... Как говорится, что им дали - из того и делали... И ведь что интересно, приходили к нам на завод некоторые блоки из Франции (селектор каналов, ПЧ и что-то ещё), устанавливали на заводе в наши ящики и отправляли во Францию, где торговали ими (видимо по дешёвке) люди компартии Франции - скрытая финансовая поддержка... Но всё же там аппараты работали. И в соц.странах РУБИНы славились. У меня до сих пор стоит в рабочем состоянии Рубин-714 (сияет полировкой), купленный в 1977г в магазине "Орбита". Кинескоп конечно сильно подсел, но в остальном - всё работает и ни одной поломки за 23 года (последнее время вкючается лишь изредка - ведь работает его внук - Рубин Ц-346И). Выдержат-ли столько забугорники?

Dendy: http://www.pro-radio.ru/video/3118/



полная версия страницы